680021, Россия, г.Хабаровск,
ул.Панькова, д. 29 Б, офис.1
Пн-Пт: с 9.30 до 18.00
Заказать звонок
Главная \ Новости \ Правовые итоги 2021 года
Array (44)
page_id => "112932641"
menu_id => "6361041"
ver_id => "1142426"
name => "Новости"
_left => "46"
_right => "47"
_level => "1"
url => "/novosti"
blank => "0"
dynamic_mask => "0"
hidden => "0"
locked => "0"
crc => "2199524468"
description => "Портал ГАРАНТ.РУ поп..."
title => "Правовые итоги 2021 го..."
keywords => "Правовые итоги 2021 го..."
template_id => "12566641"
url_link => ""
url_page => "novosti"
content => "page"
noindex => "0"
user_id => "525231"
user_type => "cabinet"
modified => "2021-12-03 15:58:17"
created => "2014-11-13 11:33:24"
access_mode => "all"
access_group_id => "0"
access_user_id => "0"
json => null
plugin_id => "7"
content_type => "text/html"
plugin_name => "news"
plugin_file => "plugin.news.php"
global => true
main => false
seo_h1 => "Правовые итоги 2021 го..."
seo_title => "Правовые итоги 2021 го..."
seo_keywords => "Правовые итоги 2021 го..."
seo_description => "Портал ГАРАНТ.РУ поп..."
smt_image => "/thumb/2/woslQXWQuauSnbO5cd2ZrQ/350r3..."
smt_image_type => "image/jpeg"
subpages => Array (0)
path => Array (1)
  0 => Array (4)
    page_id => "112932641"
    name => "Новости"
    url => "/novosti"
    url_page => "novosti"
path2 => S3\Iterator Object (0)
Официальный представитель информационно-правовой компании "Гарант" в Хабаровском крае
« Назад

Правовые итоги 2021 года


20.12.2021 10:10

Налоговые и бюджетные правоотношения

Среди внесенных в налоговое законодательство изменений одним из наиболее интересных эксперты считают закрепление для предпринимателей особого порядка уплаты налогов и сборов – в виде единого налогового платежа (Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. № 379-ФЗ). Согласно новой ст. 45.2 Налогового кодекса организации и ИП смогут применять его с 1 июля по 31 декабря 2022 года включительно. Для этого им нужно будет подать соответствующее заявление в налоговую инспекцию по месту нахождения организации или месту жительства ИП в срок с 1 по 30 апреля того же года, а до этого – провести с налоговыми органами совместную сверку расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам (заявление должно быть подано в течение месяца после осуществления сверки).

"Единый налоговый платеж (ЕНП) – это механизм, с помощью которого компания может уплатить налоги и сборы по принципу "единого кошелька": денежные средства перечисляются на специальный счет Федерального казначейства и далее самостоятельно распределяются налоговым органом в счет различных фискальных платежей. ЕНП вводится для использования в добровольном порядке, то есть по желанию предпринимателей, и позволит снизить их затраты в части сопровождения финансовых операций и бухгалтерского обслуживания. Пользуясь этим правом, налогоплательщики смогут заблаговременно перечислить определенную денежную сумму на счет казначейства и не беспокоиться о несвоевременности либо неполной уплате налога. Невостребованный остаток денежных средств, ранее уплаченных в бюджет, может стать своеобразной страховкой для случаев, когда предприниматель по невнимательности не исполнил фискальную обязанность, – списание задолженности произойдет автоматически и без дополнительных негативных последствий, например блокировки операций по счетам".

Юнона Сизых,
старший консультант департамента юридической практики
компании Alliance Legal CG

У налогоплательщиков – физических лиц возможность вносить единый налоговый платеж в счет уплаты транспортного, земельного налога и налога на имущество появилась, напомним, в 2019 году, а в отношении НДФЛ – в 2020 (ст. 45.1 НК РФ).

Еще одно, отмеченное экспертами как безусловно важное, изменение – предстоящее освобождение от НДС услуг общественного питания (предусмотрено Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 305-ФЗ). С 1 января 2022 года вступает в силу новый подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ, предусматривающий право организаций и ИП, которые оказывают такие услуги, на освобождение от уплаты данного налога при одновременном соблюдении ряда условий:

  • суммарный годовой доход организации или ИП составил не более 2 млрд руб.;
  • удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания составил не менее 70% от общей суммы доходов за год;
  • среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией или ИП физическим лицам (определяется на основании данных расчетов по страховым взносам), превышает или равняется среднемесячной заработной плате в сфере деятельности по предоставлению продуктов питания и напитков в соответствующем субъекте РФ. Данное требование будет действовать в отношении налоговых периодов, начинающихся с 1 января 2024 года.

Указанные показатели будут определяться за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от НДС. "Во время пандемии ресторанный бизнес понес серьезные убытки, и не всегда даже часть этих убытков возмещалась государством. Благодаря льготе по НДС рестораторы смогут уменьшить налоговые отчисления уже в 2022 году. Я рада, что в данный момент многие изменения направлены на благо и выгоду налогоплательщика – так мы сохраним малый и средний бизнес России", – отмечает управляющий партнер и генеральный директор ООО "Ваш Бухгалтер", основатель Лиги Защиты Бизнеса Ирина Смирнова.

Стоит иметь в виду, что льгота в виде освобождения от НДС не будет распространяться на реализацию продукции общественного питания отделами кулинарии предприятий розничной торговли, а также предпринимателями, осуществляющими заготовочную или иную подобную деятельность.

Самой обсуждаемой в бухгалтерском сообществе на данный момент темой является, по словам Ирины Смирновой, возможность введения в следующем году специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения". В соответствии с находящимся на рассмотрении Госдумы законопроектом № 20281-8 (в первом чтении может быть рассмотрен 21 декабря) эксперимент по установлению такого режима планируется провести с 1 июля 2022 по 31 декабря 2027 года в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан. Предусматривается целый перечень организаций и ИП, которые не смогут применять данный режим, но главное общее ограничение касается доходов и штата: годовой доход, учитываемый при определении налоговой базы, не должен превышать 60 млн руб., численность наемных работников – 5 человек.

"Преимущества УСН-онлайн:

  • не нужно сдавать декларацию по налогу, формы 6-НДФЛ, РСВ и платить страховые взносы;
  • НДФЛ за работников будет считать и перечислять уполномоченный банк;
  • сумму налога будет рассчитывать налоговый орган на основании данных банка или ККТ.

Однако ставка для "доходной" УСН – 8%, а для "доходно-расходной" –  20% [по общему правилу в случае, когда объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка для УСН составляет 6%, если объект налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов, – 15% (ст. 346.20 НК РФ). – ГАРАНТ.РУ].

Действующие организации в случае принятия закона смогут перейти на УСН-онлайн с 2023 года. Бухгалтеры очень переживают по этому поводу. В день очередного обсуждения законопроекта мой телефон был переполнен сообщениями, примерно такими: "Что будем делать? Может, уже профессию менять?" На что я отвечала, что для меня, наоборот, это очень приятная новость. Бизнеса станет больше – будущие предприниматели станут смелее регистрировать ООО и в начале пути надеяться только на себя.

Как в случае с самозанятыми, ну сработало же? По статистике, многие вышли из тени, и количество предпринимателей в России в связи с этим растет. Так, думаю, будет и с ООО: предпринимателям проще будет увеличивать обороты на начальном этапе за счет экономии на бухгалтере и, соответственно, они смогут быстрее достигать объемов выручки в 60 млн руб. или штата в размере более 5 человек и тогда уже пользоваться услугами бухгалтера или нескольких бухгалтеров.

Вывод: уважаемые коллеги, учитесь, повышайте квалификацию, узнавайте новое, будьте в тренде и всегда на стороне клиента! Только так у вас получится все изменения воспринимать как возможность проявить себя и стать востребованным специалистом".

Ирина Смирнова,
управляющий партнер и генеральный директор
ООО "Ваш Бухгалтер", основатель Лиги Защиты Бизнеса

В части корректировки бюджетного законодательства крайне долгожданным, по мнению экспертного сообщества, является закрепление в Бюджетном кодексе норм о казначейском сопровождении (Федеральный закон от 1 июля 2021 г. № 244-ФЗ). С 1 января 2022 года вступят в силу его новые статьи, посвященные, в частности, бюджетному мониторингу в системе казначейских платежей, казначейскому обслуживанию операций со средствами участников казначейского сопровождения и казначейскому обеспечению обязательств (ст. 242.13-1, 242.19-1 и ст. 242.22 Бюджетного кодекса соответственно). "Внесенные в кодекс изменения видятся мне масштабными и значимыми. Надеюсь, они приведут к усилению финансовой дисциплины и хорошо отразятся на всей бюджетной системе – от федерации до муниципалитетов", – отметил управляющий партнер Адвокатского бюро города Москвы "Матюнины и Партнеры" Олег Матюнин.

Также эксперт напомнил о внесенных в этом году в бюджетное и налоговое законодательство изменениях в связи с созданием федеральной территории "Сириус" со своими органами власти и бюджетом. Так, Федеральным законом от 11 июня 2021 г. № 195-ФЗ определен порядок осуществления бюджетных полномочий на соответствующей территории, а Федеральным законом от 11 июня 2021 г. № 199-ФЗ – особенности налогообложения в этом публично-правовом образовании.


Трудовые отношения и кадровое делопроизводство

В этом году к логическому завершению пришло многолетнее обсуждение необходимости закрепления положений об электронном кадровом документообороте в Трудовом кодексе – с 22 ноября в нем появились три новые статьи, закрепляющие определение электронного документооборота (ЭДО) в сфере трудовых отношений, порядок его введения и осуществления и правила взаимодействия работодателей с работниками посредством ЭДО: ст. 22.1-22.3 (Федеральный закон от 22 ноября 2021 г. № 377-ФЗ). Данные положения применяются к документам, для которых предусмотрено (законодательством или содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами) оформление на бумажном носителе или ознакомление работников с их содержанием в письменной форме, за исключением:

  • трудовых книжек и формируемых в электронном виде сведений о трудовой деятельности работников;
  • актов о несчастном случае на производстве;
  • приказов, распоряжений об увольнении работников;
  • документов, подтверждающих прохождение работником инструктажей по охране труда.

Кроме того, установлено, что работник или поступающее на работу лицо, взаимодействующие с работодателем посредством ЭДО, вправе направлять ему заявления, уведомления и сообщения, которые предусмотрены трудовым законодательством и в отношении которых осуществляется ЭДО (ч. 8 ст. 22.3 ТК РФ).

Перечни таких документов – в отношении которых осуществляется ЭДО, а также участвующих в нем категорий работников закрепляются в локальном нормативном акте работодателя о введении ЭДО. Там же должно быть указано, какая информационная система: собственная работодателя или цифровая платформа "Работа в России" – для этого используется. Важно также иметь в виду, что переход на ЭДО является добровольным как для работодателя – он сам решает, нужно использовать ЭДО или нет, так и для работников – без их письменного согласия взаимодействие между ними и работодателем посредством ЭДО невозможно (но такое согласие не нужно будет получать от лиц, которые не имеют трудового стажа по состоянию на 31 декабря 2021 года и принимаются на работу после этой даты).  

Отношение к данным новым статьям ТК РФ у экспертного сообщества не совсем однозначное. Юрист по трудовому праву hh.ru Татьяна Нечаева, например, отмечает, что их принятие обеспечило правовую базу для внедрения электронного кадрового документооборота, в связи с чем взаимодействие между работником и работодателем в части оформления кадровых документов упростится. Юрисконсульт компании "Гарант" Павел Сутулин в своем подробном обзоре данных изменений обращает внимание на то, что при их применении у работодателей могу возникнуть сложности в связи, в частности, с некой непоследовательностью законодателя при определении документов, в отношении которых может осуществляться ЭДО.

Если говорить о новых обязанностях работодателей, нельзя не упомянуть установленную Федеральным законом от 28 июня 2021 г. № 219-ФЗ необходимость размещения на цифровой платформе "Работа в России" информации о свободных рабочих местах, вакантных должностях, условиях привлечения работников, а также о наличии рабочих мест, оборудованных для работы лиц с инвалидностью. С 1 января 2022 года эта обязанность будет распространяться на большинство работодателей: органы власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия, юридические лица с долей участия в уставном капитале РФ, региона или муниципального образования, а также на всех работодателей с более чем 25 работниками (среднесписочная численность работников будет определяться за предшествующий календарный год). Вновь созданные организации с превышающим данный предел числом сотрудников тоже должны будут размещать указанные сведения на единой платформе.

Также в этом году была принята фактически новая редакция раздела X ТК РФ, закрепляющего положения об охране труда (Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 311-ФЗ). Ею вводится запрет на работу в опасных условиях труда, изменяется порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, закрепляется прямая обязанность работодателей вести системную работу по управлению профессиональными рисками, уточняется порядок обеспечения безопасных условий труда при проведении работ на одной территории несколькими работодателями. Подробнее об изменениях портал ГАРАНТ.РУ рассказал в этой статье. Хотя они вступают в силу только с 1 марта следующего года, рекомендуем работодателям заранее внимательно их изучить – исполнение ряда новых норм потребует предварительной подготовки. 


Финансовый рынок

1 декабря вступил в силу Федеральный закон от 1 июля 2021 г. № 250-ФЗ, устанавливающий запрет на размещение в Интернете информации, позволяющей в целях неправомерного завладения имуществом клиентов осуществлять доступ к информационным системам банков, профессиональных участников рынка ценных бумаг, иных некредитных финансовых организаций, субъектов национальной платежной системы, программному обеспечению, которое используется клиентами указанных организаций для получения их услуг, и базам данных со сведениями о клиентах.

В случае выявления такой информации Банк России вправе подать в суд административное исковое заявление о признании ее информацией, распространение которой в России запрещено, – соответствующее изменение внесено в ч. 1 ст. 265.1 Кодекса административного судопроизводства.

Кроме того, председатель Банка России и его заместители наделены правом направлять в Генеральную прокуратуру РФ уведомления о распространении в Интернете сведений о предлагаемых банковских, страховых услугах, услугах на рынке ценных бумаг лицами, не имеющими права на их оказание, а также информации, вовлекающей граждан и организации в деятельность финансовых пирамид и иную нелегальную деятельность на финансовом рынке. Получение такого уведомления является основанием для обращения Генерального прокурора РФ или его заместителей в Роскомнадзор с требованием о блокировке распространяющих соответствующую информацию ресурсов (ч. 1 ст. 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Стоит отметить, что Банк России на своем официальном сайте публикует список компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке: финансовых пирамид, нелегальных кредиторов, нелегальных профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе нелегальных форекс-дилеров (cbr.ru/inside/warning-list/). Такие организации выявляются регулятором в том числе по обращениям граждан и юридических лиц – сообщить о возможной нелегальной деятельности таких субъектов можно непосредственно через сайт Банка России (специальные формы размещены на той же странице, где опубликован список нелегально действующих организаций).

"Как видно, вступившими в силу с 1 декабря изменениями в ряд законов ЦБ РФ наделен дополнительными полномочиями по борьбе с финансовыми хакерами и мошенниками.

Выход мегарегулятора в Интернет в качестве стража законных финансовых интересов и защитника финансовых рынков от разного рода финансовых самозванцев, пирамид и прочих криминальных элементов, предлагающих сомнительные финансовые услуги и доступ к информационным системам кредитных организаций и субъектов национальной платежной системы, оцениваю положительно, давно пора было это сделать".

Олег Матюнин,
управляющий партнер Адвокатского бюро города Москвы
"Матюнины и Партнеры"

Продолжилось в этом году обсуждение правового регулирования криптовалют. Несмотря на то что закон о цифровых финансовых активах (ЦФА) и цифровой валюте (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ; далее – Закон № 259-ФЗ) действует с 1 января, посвящен он, как ранее писал ГАРАНТ.РУ, в основном ЦФА. Правила выпуска и обращения цифровой валюты (под ней подразумевается криптовалюта) Законом № 259-ФЗ не определены, установлено лишь, что она не может являться платежным средством на территории России. При этом в нем заложена основа для введения порядка уведомления налоговых органов о фактах владения и использования криптовалют – только при таком условии права их владельцев будут подлежать судебной защите (ч. 6 ст. 14 Закона № 259-ФЗ). Порядок такого самодекларирования предложен законопроектом № 1065710-7, принятом в первом чтении еще 17 февраля текущего года.

"На данный момент Закон № 259-ФЗ – единственный действующий нормативно-правовой акт в сфере правового регулирования криптовалюты. Но регулирует он ее поверхностно.

Продажа и покупка товаров и услуг за цифровую валюту на территории РФ запрещена. При этом приобретать криптовалюту в качестве инвестиций не запрещается. Сам Закон № 259-ФЗ не признает цифровые валюты имуществом, но вносит в другие законы изменения, согласно которым для целей этих законов криптовалюта признается имуществом (речь идет о Федеральном законе от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и др.).

Не признает Закон № 259-ФЗ цифровую валюту имуществом и в целях налогообложения, соответственно, никак не регулирует налогообложение операций с ней, а также не содержит требований в отношении компаний, осуществляющих выпуск и обмен цифровой валюты. Отсутствует в данном законе и правовое регулирование деятельности по майнингу криптовалюты.

Поэтому, разумеется, в следующем году стоит ожидать нормативно-правовых актов, регулирующих непосредственно оборот и налогообложение криптовалюты.

Текущей версией законопроекта № 1065710-7, предполагающего внесение изменений в НК РФ в части налогообложения цифровой валюты, который готовится ко второму чтению в Госдуме, предусмотрено следующее:

  • признание цифровых валют в целях налогообложения имуществом;
  • обязательное декларирование сведений об операциях с цифровыми валютами;
  • порядок определения рыночной цены цифровых валют;
  • порядок истребования налоговыми органами у банков справок по счетам физических лиц по операциям с цифровыми валютами;
  • предоставление налогоплательщиками налоговым органам информации в электронной форме о получении права распоряжаться цифровыми валютами;
  • порядок подачи отчетности об операциях и остатках цифровых валют;
  • ответственность за непредставление в налоговые органы соответствующей информации и неуплату налогов по операциям с цифровыми валютами.

Как можно увидеть, наиболее спорные моменты налогообложения цифровой валюты будут урегулированы.

Многие представители криптосообщества очень ждут принятия законопроекта, поскольку он направлен на то, чтобы правовое регулирование цифровой валюты и ее статус стали более понятными и прозрачными.

Введение подробного и понятного регулирования оборота криптовалюты на территории России будет полезно не только криптосообществу, но и государству, и обществу в целом – это поможет привлечь в индустрию и в страну в принципе дополнительные инвестиции. Поэтому принятие необходимых для этого нормативных правовых актов представляется одним из наиболее значимых событий следующего года".

Андрей Тугарин,
управляющий партнер компании GMT Legal

Следует отметить, что ко второму чтению (дата которого пока не определена) законопроект, скорее всего, будет существенно доработан. Профильные думские комитеты в своих заключениях на проект указывали, в частности, на невозможность налогообложения цифровых валют без уточнения круга относящихся к ним объектов, установления четких правил их использования и соотнесения понятия криптовалюта с такими регулируемыми гражданским законодательством категориями, как цифровые права и деньги (понятие цифровой валюты при этом, разумеется, также должно быть внесено в Гражданский кодекс).


Корпоративное право

Среди внесенных в этом году в корпоративное законодательство изменений эксперты единогласно называют самыми значимыми следующие.

  1. Закрепление в ГК РФ возможности проведения общих собраний в дистанционном формате – при условии достоверной идентификации принимающих участие в заседании лиц, а также совмещения очного и заочного голосования (Федеральный закон от 28 июня 2021 г. № 225-ФЗ; вступил в силу 1 июля текущего года). Кроме того, теперь допускается подтверждение проведения заседания и результатов голосования не только протоколом, но и иными способами, например посредством аудиовизуальной фиксации. Это позволит проводить собрания в полностью дистанционном формате – до принятия соответствующих поправок этому мешала необходимость оформления протокола исключительно в форме бумажного документа. "Возможность проведения собраний в очно-заочной форме, наряду с полностью дистанционным форматом, позволяет участникам хозяйственных обществ более гибко подходить к вопросам управления бизнесом в условиях продолжающейся пандемии и связанных с ней ограничений", – отметил партнер практики корпоративного права CMS Russia Арташес Оганов;
  2. Введение в законодательство конструкции договора конвертируемого займа (Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 354-ФЗ; вступил в силу 13 июля текущего года). Такой договор предусматривает право займодавца требовать от заемщика – ООО или непубличного АО – при наступлении срока возврата займа или иных предусмотренных договором обстоятельств не возврата заемных средств и выплаты процентов, а увеличения уставного капитала общества, номинальной стоимости и размера доли займодавца (если он является участником общества), принятия займодавца в общество (если займодавец – третье лицо) либо размещения займодавцу дополнительных акций определенной категории. "Достоинство конвертируемого займа состоит в том, что он предполагает автоматическую конвертацию займа в уставный капитал общества в случае отсутствия возражений со стороны заемщика, так как решение об одобрении договора конвертируемого займа является решением о размещении акций или решением об увеличении уставного капитала общества", – подчеркивает старший юрист, заместитель управляющего директора компании Корпус Права Алексей Оськин. Причем в случае неисполнения обществом принятых на себя обязательств право на конвертацию может быть реализовано в судебном порядке. Таким образом, правила исполнения договоров конвертируемого займа предусматривают эффективную защиту интересов инвесторов, что действительно может положительно повлиять на привлечение инвестиций в стартапы и бизнес-проекты, полагают эксперты.

ВАЖНЫЕ ВОЗМОЖНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Арташес Оганов
Фото: личный архив эксперта

"В ноябре этого года был опубликован ряд законопроектов, закрепляющих возможность включения в корпоративный договор инструментов, уже давно используемых на практике, что позволит обеспечить лучшую защиту, в том числе судебную, прав инвесторов.

В частности, проектами* допускается:

  • включение в акционерное соглашение опциона или опционного договора в отношении акций, в том числе условия о совместной продаже (drag-along, tag-along);
  • включение условия о выдаче безотзывной доверенности для обеспечения голосования на собрании акционеров;
  • возможность оспаривания решения общего собрания акционеров, принятого с нарушением акционерного соглашения, даже если сторонами такого соглашения являются не все акционеры;
  • признание решения собрания принятым, если лицо, обязанное проголосовать за него по условиям акционерного соглашения, не сделало этого.

Также обсуждаются изменения, направленные на ограничение возможности контроля над акционерными обществами через использование "квазиказначейских" акций, которыми владеют дочерние общества материнского АО. В настоящий момент с использованием такого инструмента менеджмент АО, который фактически управляет такими "дочками", может оказывать существенное влияние на деятельность материнской компании. В частности, планируется установить [предполагающий внесение соответствующих изменений в законы об АО и о рынке ценных бумаг законопроект размещен на федеральном портале проектов нормативных актов, ID: 02/04/11-21/00122178. – ГАРАНТ.РУ]:

  • запрет на перекрестное владение акциями общества в размере более 50% уставного капитала;
  • запрет на получение дивидендов и осуществление права голоса по "квазиказначейским" акциям;
  • необходимость уведомления общества его дочерними компаниями о приобретении "квазиказначейских" акций".

Арташес Оганов,
партнер практики корпоративного права CMS Russia
______________________________

* Речь идет о разработанных Минэкономразвития России проектах федеральных законов: "О внесении изменений в статью 32.1 Федерального закона "Об акционерных обществах" и другие законодательные акты Российской Федерации", "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации". Законопроекты размещены на федеральном портале проектов нормативных актов, ID: 02/04/11-21/00122141 и 2/04/11-21/00122129 соответственно.


Экология

Вопросы охраны окружающей среды остаются одними из важнейших в ежегодной повестке государства, поэтому совершенствованию экологического законодательства уделяется особое внимание. В связи с этим нельзя не упомянуть Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов", который вступит в силу 30 декабря.

Документом устанавливается, в частности, порядок осуществления государственного учета выбросов парниковых газов, включенных в утверждаемый Правительством РФ перечень, и необходимость установления целевых показателей сокращения таких выбросов для отраслей экономики.

Регулируемые организации, к которым по утвержденным Правительством РФ критериям будут относиться юридические лица и ИП, деятельность которых сопровождается выбросами парниковых газов с определенной массой: эквивалентной 150 тыс. тонн углекислого газа и более – до 1 января 2024 года, после этой даты – 50 тыс. тонн и более, обязаны будут ежегодно отчитываться о выбросах парниковых газов до 1 июля следующего за отчетным года. Первые отчеты нужно будет представить в 2023 году.

Закрепляется право организаций, ИП и физических лиц на реализацию климатических проектов, определяется порядок выпуска в обращение в результате реализации таких проектов углеродных единиц и возможность их зачета в целях уменьшения углеродного следа. Исполнителям климатических проектов могут быть предоставлены меры государственной поддержки – порядок их предоставления и требования к проектам утвердит Правительство РФ.

Принятие данного закона в целом положительно оценивается экспертным сообществом, правда, с оговоркой о необходимости его эффективной реализации. "Полагаю, переоценивать закон не стоит. Главное, чтобы он не стал просто рамочным документом, а действительно работал", – подчеркнул Олег Матюнин.


Судопроизводство

Важные с точки зрения борьбы с преступными деяниями в сфере банкротства изменения внесены в этом году в Уголовный кодекс. Так, с 12 июля в нем появились квалифицированные составы таких преступлений, как неправомерные действия при банкротстве и преднамеренное банкротство (ст. 195 и ст. 196 УК РФ в редакции Федерального закона от 1 июля 2021 г. № 241-ФЗ). Более серьезная по сравнению с предусмотренной для простых составов этих деяний ответственность установлена в отношении контролирующих должника лиц, арбитражных управляющих, председателей ликвидационной комиссии, лиц, использующих для совершения преступления свое служебное положение, а также для участников групп лиц по предварительному сговору или организованных групп. "Это означает, что фигурантами соответствующих уголовных дел будут выступать не только генеральные директора – иногда номинальные фигуры в преддверии и в период банкротства, а реальные бенефициары должника", – отметила Юнона Сизых. Кроме того, данные квалифицированные составы относятся к преступлениям средней тяжести, в значит, срок исковой давности для них составляет шесть лет (ст. 78 УК РФ). До внесения изменений максимальным наказанием по ст. 195 УК РФ являлось лишение свободы на срок до трех лет, соответственно, срок исковой давности составлял два года, что в условиях затяжных процедур банкротства существенно затрудняло привлечение виновных лиц к уголовной ответственности по данной статье – авторы законопроекта, легшего в основу рассматриваемого закона, делали на этом особый акцент.

Разумеется, нельзя не напомнить о широко обсуждаемой предполагаемой корректировке гражданского, арбитражного и административного процессуального законодательства в части расширения возможностей обмена между судами и участниками судебных процессов электронными документами (всеми, включая иски и судебные решения) и дистанционного участия в судебных заседаниях. Соответствующим законопроектом № 1144921-7, напомним, предусматривается в том числе возможность осуществления электронного документооборота не только с помощью специальных информационных систем (сейчас арбитражными судами используется система "Мой Арбитр", судами общей юрисдикции – ГАС "Правосудие"), но и единого портала госуслуг. Для организации же дистанционного участия в судебном заседании лиц, участвующих в деле, и других участников процесса, в том числе свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков, предлагается использовать, помимо систем видео-конференц-связи, главным недостатком которых является необходимость личного присутствия в суде, хотя и более близком территориально, системы веб-конференций, что позволит участникам процесса подключаться к онлайн-заседаниям из любого удобного места. Идентификация лиц, как предполагается, будет осуществляться с помощью ЕСИА или единой биометрической системы. "Таким образом, законодателем сделан еще один шаг к увеличению доли электронного документооборота в судебном процессе, в том числе в судах общей юрисдикции. Также существенно расширяются возможности дистанционного участия в судебных заседаниях. Дело осталось за малым – за технической готовностью российских судов к новым цифровым реалиям", – отмечает руководитель юридической компании "Деловой дом" Алексей Кузнецов.

Использовать веб-конференции при проведении заседаний суды начали в прошлом году во время действия введенных в связи с распространением COVID-19 ограничительных мер, данный формат показал свою эффективность и продолжает использоваться. Так, заседания Пленума ВС РФ до сих пор проводятся посредством веб-конференций, возможность проведения онлайн-заседаний обеспечена многими арбитражными судами (в размещенном в системе "Мой арбитр" соответствующем перечне (my.arbitr.ru/#help/4/56) – 101 суд, последнее обновление списка датировано 1 октября).

Предполагаемая дата вступления предусмотренных законопроектом изменений в силу – 1 января 2022 года. 7 декабря проект был принят во втором чтении, рассмотрение его в третьем чтении запланировано на 21 декабря. Если закон будет принят Госдумой в этот день, есть все шансы на его вступление в силу с указанной даты – последнее в этом году заседание Совета Федерации, на котором он может быть одобрен, состоится 24 декабря, а Президент РФ часто подписывает законы непосредственно под Новый год.  


Судебная практика

Портал ГАРАНТ.РУ попросил юристов составить также свой личный топ принятых в этом году судебных актов. Большинство из них включили в список Постановление Конституционного Суда РФ от 26 апреля 2021 г. № 15-П и Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26 июля 2021 г. № 303-ЭС20-18761, обозначившие условия, при соблюдении которых исполнительский иммунитет может не применяться к единственному жилью должника, и закрепившие примерную схему предоставления должнику замещающего жилья в случае реализации его единственного жилого помещения в целях – это важно – удовлетворения требований кредиторов, а не наказания должника. Подробный обзор данных актов – в нашем материале.  

Юнона Сизых также обратила внимание, в частности, на:

  • Постановление КС РФ от 16 ноября 2021 г. № 49-П, подтвердившее право лица, привлеченного к субсидиарной ответственности по обязательствам должника в деле о банкротстве, обжаловать принятые без участия этого лица судебные акты о признании обоснованными требований кредиторов должника и включении их в реестр требований кредиторов за период, когда это лицо являлось контролирующим по отношению к должнику;
  • Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 23 ноября 2021 г. № 307-ЭС19-24978, в котором суд указал, что в случае, когда сторона, выигравшая судебный спор частично и получившая в связи с этим пропорциональное возмещение судебных расходов, обжалует соответствующее судебное решение в части и проигрывает в апелляции или кассации, она обязана возместить другой стороне все расходы, связанные с рассмотрением апелляционной или кассационной жалобы, уже без применения принципа пропорциональности.

Представители юридической компании "Деловой дом" в качестве важных решений выделили:

  • Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 августа 2021 г. № 308-ЭС21-5600, изменившее подход к применению судами положений п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ. Суд указал, что решение арбитражного суда о признании должника банкротом является не актом, отменяющим наложенные аресты на его имущество, а лишь основанием для снятия арестов – органами или должностными лицами, их наложившими. "Таким образом, ВС РФ разрешен многолетний конфликт между юристами и регистрирующими органами в пользу последних – до этого суды признавали решение о признании должника банкротом в качестве акта, безусловно обязывающего регистрирующий орган произвести снятие зарегистрированных арестов. Вследствие этого процент арбитражных споров с регистрирующими органами резко сократится, что снизит уровень загрузки судов, – указанное определение уже повлекло волну отказов в удовлетворении заявлений против регистрирующих органов. В то же время нагрузка на юристов и арбитражных управляющих вырастет за счет работы по снятию таких обременений", – отмечает Алексей Кузнецов;
  • Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 21 апреля 2021 г. № 309-ЭС19-22790, которым суд подтвердил, что судебную неустойку можно взыскивать с государственного органа в любом случае, когда на него судебным решением возложена обязанность совершить определенное действие, а он ее не исполнил. В перспективе данное определение позволит ускорить процесс исполнения государственными органами решений судов в пользу бизнеса, поскольку в противном случае бизнес сможет компенсировать свои убытки судебной неустойкой, уверены юристы;
  • Постановление КС РФ от 14 июля 2021 г. № 36-П, в котором указано, что гражданин, в отношении которого введена процедура банкротства, вправе самостоятельно инициировать имущественные споры только относительно той задолженности перед ним, которая в силу положений закона о банкротстве и гражданского процессуального законодательства не подлежит включению в конкурсную массу, правом на подачу исков о взыскании задолженности или передачи имущества в пользу гражданина, подлежащих включению в конкурсную массу, наделены только финансовые управляющие.

Управляющий партнер консалтинговой группы GRM Константин Каричев, в свою очередь, советует изучить определения Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 10 ноября 2021 г. № 305-ЭС19-14439 и от 7 октября 2021 г. № 305-ЭС18-13210, поскольку изложенные в них позиции суда снижают вероятность необоснованного возложения субсидиарной ответственности на лиц, не причастных к доведению должника до банкротства и выводу его активов.

Поскольку многие из указанных судебных актов связаны с банкротством, следует напомнить о том, что в этом году обсуждаемая на протяжении нескольких лет реформа законодательства о банкротстве сдвинулась с мертвой точки – законопроект, предусматривающий корректировку почти всех статей Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ, был внесен в Госдуму. Как полагает руководитель Центра правовой защиты "Бронежилет" Юлия Соколова, соответствующий закон будет принят уже в следующем году.

Источник https://www.garant.ru/


Заказать услугу
Оставьте ваши данные и наши специалисты свяжутся
с вами в ближайшее время
Нажимая на кнопку вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Оставьте заявку и мы свяжемся с Вами
Нажимая на кнопку «отправить», я даю согласие на обработку персональных данных